ГлавноеКультура

В Семее открылась выставка «Не услышанное пророчество»

В литературно-мемориальном музее Достоевского открылась выставка «Не услышанное пророчество», посвященная 150-летию романа «Бесы», передает Abaynews.kz

Этот роман – один из самых сложных в творческом наследии писателя. Книга, написанная во времена цилиндров и тростей, оказалась более актуальной для эпохи кожаных курток. Писатель сумел предвидеть и ужаснуться одной из самых болезненных проблем 20 и 21 веков – это экстремизм и соблазн революций, попытки раскачивать общество и толкать его к беспорядкам, игры с жизнями людей, часть из которых становятся жертвами, а часть попадает под влияние тех, для кого человек – разменная монета. Выставка неслучайно открывается старинными часами, ход которых остановлен, так как человечество до сих пор не может сдвинуть «стрелки истории», и то в одной, то в другой стране раз за разом повторяется «бесовский сюжет».

Достоевский начинал писать «Бесы» как политический памфлет, но в результате получился один из самых сильных его романов, где политический триллер соединился с философской трагедией. В губернский город, где разворачиваются события, одновременно возвращаются из-за границы «те самые бесы» – красавец Николай Ставрогин и сын его домашнего учителя Петруша Верховенский. После их приезда, как ком, начинают нарастать драматические события – плетутся политические интриги, расползаются слухи, разгораются скандалы, провоцируются поджоги, организовываются убийства.

В основу романа положена реальная история нигилиста Нечаева, организовавшего подпольные группы и убийство студента. Современники не поняли замысла Достоевского, обвинив его в том, что масштабное произведение он создал, опираясь на единичный и не характерный частный случай. Но не прошло и полвека, как разразилась революция 1917 года, которую мир воспринял как воплощение романа Достоевского. И в 1918 году наркому просвещения Луначарскому толпа кричала, что большевикам стоит написать на памятнике писателю: «Достоевскому – от благодарных бесов». Стоит ли удивляться, что в советское время этот роман не печатали отдельной книгой, и публиковали лишь в полных собраниях сочинений. С того времени прошло больше ста лет, но роман все так же современен.

Выставка знакомит с сюжетом и основной идеей «Бесов». Главные экспонаты, конечно, – книги. Это первые издания романа 1872, 1873, 1890, 1921 годов. А также – дополнительные издания 1922 года, когда впервые были опубликованы рукописи писателя, сохраненные его женой Анной Григорьевной, среди которых оказались не вошедшие в роман главы «Исповедь Ставрогина». На выставке представлено первое издание этих глав, напечатанное Центрархивом, а также издание того же 1922 года, вышедшее в Мюнхене. Среди экспонатов – зарубежные издания «Бесов» на шведском, эстонском, грузинском, румынском, японском языках.

Значительную часть выставки составляют иллюстрации к роману. В экспозиции представлены подлинные картины таких известных художников как Ольга Корсакова и Михаил Ройтер. Так случилось, что немало талантливых живописцев создавали работы по мотивам этого романа, но практически все издания печатаются без иллюстраций. Поэтому музей решил познакомить посетителей и с этой стороной книги-юбиляра. На выставке можно увидеть копии офортов Сары Шор, картин Ильи Глазунова, рисунков Михаила Гавричкова и Юрия Гершковича.

У романа «Бесы» интересная театральная и кинематографическая история. На выставке можно увидеть билеты на спектакль МХТ 1913 года; фотографии 1972 года, сделанные во время показа спектакля парижского театра Де ла Виль. В 1959 году известный французский писатель Альбер Камю написал по этому роману Достоевского пьесу «Одержимые». В 1970-е годы польский режиссер Анджей Вайда поставил по ней спектакль в «Старом театре» в Кракове. А в 2004 году Вайду пригласили поставить «Бесов» в московском театре «Современник». На выставке представлены фотографии репетиций и сцен этого спектакля.

Ну и, конечно, посетители музея смогут увидеть множество старинных предметов, демонстрирующих эпоху написания романа. Это свечные фонари и кузнецовский фарфор, 195-летние бутыли и полуторавековые кирпичи, керосиновые лампы и пресс-папье, и многое другое.
Выставка продлится в течение месяца. Вход лицам, не достигшим 18 лет, запрещен.

По информации музея Ф.Достоевского

Back to top button